Трезвая Сибирь
 
Трезвая Сибирь » Разное » Зависимость от компьютерных игр
 
Зависимость от компьютерных игр
Зависимость от компьютерных игр


Компьютер прочно вошел в повседневную жизнь современного общества. Вместе с ним появились и негативные факторы.

Согласно данным проведенных исследований было установлено, что около 30% людей, которые увлекаются компьютерными играми, злоупотребляют нахождением в виртуальном мире. Еще 10% находятся в стадии психологической зависимости, подобно наркотику, от компьютерных игр. Возникает вполне реальный вопрос – а являются ли компьютерные игры чем-то вроде наркотического средства?




Современные психологи утверждают, что явление психологической зависимости человека от компьютерных игр имеет место.

Практика показала, что увлечение компьютером вредит многим людям, при этом многие из них нуждаются в серьезной психологической помощи. У таких людей даже невооруженным глазом можно заметить нарушение психических состояний. Таким людям присуще плохое самочувствие, снижение активности и настроения.

Ухудшение самочувствия доходит вплоть до депрессии.

Таким людям окружающий их реальный мир кажется неинтересным и полным различных опасностей. Поэтому они стараются устроить свою жизнь в совершенно другом мире – виртуальном, где они могут устанавливать свои правила игры, где им все дозволено. Основным признаком зависимости от компьютерных игр является дезадаптация, а также неадекватное восприятие себя и окружающего мира.

Эту зависимость хорошо понимают окружающие человека люди, родственники друзья и знакомые, но только не он сам.

Специалисты в области психологии определили основные критерии, которые являются определяющими для зависимости от компьютерных игр, а именно:

  • Полное нежелание отвлечься от игры.
  • Отсутствие способности спланировать окончание сеанса игры.
  • Сильное раздражение при вынужденном отвлечении от игры.
  • Отвлечение от домашних забот, пренебрежение служебными обязанностями, а также забывание об учебе, договоренностях и встречах во время игры на компьютере.
  • Злоупотребление кофе и другими различного вида психостимуляторами.
  • Пренебрежительное отношение к своему здоровью, отказ от личной гигиены и сна в счет проведения как можно большего количества времени за компьютером.
  • Готовность удовлетворяться случайной и однообразной пищей, при этом, не отрываясь от компьютера.
  • Расходование значительных денежных средств на обеспечение обновления игр и различных дополнительных устройств компьютера.
  • Ощущение эмоционального подъема во время игры, особенно в тех случаях, когда случается выигрыш.
  • Обсуждение аспектов игровой тематики со всеми, кто даже имеет самое незначительное понятие о компьютерных играх.

Психологи утверждают, и небезосновательно, что зависимость от компьютерных игр проявляется очень быстро. Намного быстрее, чем курение, алкоголизм, наркомания. Чтобы сформировать такую зависимость достаточно и полугода.

Специалисты в области психологии выделяют четыре основных стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр.

При этом каждая из них имеет свою четко определенную специфику.

  • Стадия легкой увлеченности. Начинается эта стадия довольно незаметно. Человек попробовал несколько раз сыграть в ролевую компьютерную игру. После этого он начинает «чувствовать вкус», ему нравится сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических событий, а также компьютерная графика и звуковое сопровождение.
  • Стадия увлеченности. Основным фактором, который свидетельствует о переходе человека на эту стадия, является появление новой потребности, а именно – играть в компьютерные игры.
  • Стадия зависимости. В эту стадию переходят далеко не все игроки. Приблизительно 10-14% от общего числа игроков находятся в стадии психологической зависимости от компьютерных игр. Но следует отметить, что большинство игроков останавливаются на второй стадии, после чего сразу переходят на четвертую.
  • Стадия привязанности. Для этой стадии характерно то, что у человека угасает уровень игровой активности. На этой стадии отношение человека и компьютера можно сравнить с не плотно, но очень крепко пришитой пуговицей. В этом случае человек может «держать дистанцию» с компьютером, но полностью избавиться от привязанности к компьютерным играм он не может. Из всех четырех стадий эта стадия является самой длительной, и она может длиться на протяжении всей жизни игрока, находясь в полной зависимости от скорости угасания привязанности.

Классификацию компьютерных игр можно представить в следующем виде:

Ролевые компьютерные игры

Сюда входят:

  • Игры с видом «из глаз» своего компьютерного персонажа.
  • Игры с видом извне своего компьютерного персонажа.
  • Руководительские игры.


Неролевые компьютерные игры

Сюда входят:

  • Головоломки.
  • Аркады.
  • Традиционные азартные игры.
  • Игры на быстроту реакции игрока.

    Психологи утверждают, что все существующие игры по-разному задействованы в процессах психических функций. Каждая игра имеет свою силу и глубину влияния на личность человека, свой механизм формирования психологической зависимости. В этом случае самыми опасными, с психологической точки зрения, являются ролевые компьютерные игры.

    Зависимость от компьютерных игр


    В ролевых компьютерных играх играющий индивид принимает на себя роль персонажа игры. В этом случае правила игры обязывают каждого играющего выступать в роли компьютерного персонажа. В таких играх можно наблюдать процесс непосредственного «вхождения» индивида в игру, здесь наблюдается такой себе симбиоз человека с компьютером. В некоторых случаях можно наблюдать процесс утери своей индивидуальности и единения себя с компьютерным персонажем. Наблюдения показали, что ролевые компьютерные игры создают своеобразный уровень психологической зависимости от компьютера, и в частности от компьютерных игр.

    Рассмотрим ряд компьютерных игр.

    Так игра с видом «из глаз» «своего» компьютерного персонажа владеет максимально большой силой «затягивания» в компьютерную игру. Весь фокус состоит в том, что вид «из глаз» непроизвольно провоцирует человека к полному слиянию с компьютерным персонажем, он полностью входит в роль своего героя.




    Спустя несколько минут после начала игры, это время может быть разным для каждого человека и зависит от его индивидуальных психологических особенностей и игрового опыта, играющий начинает терять свою связь с реальным миром, у него концентрируется внимание только на игре, которая полностью поглощает его. Человек, который играет в компьютерные игры, вполне серьезно воспринимает виртуальный мир, а действия своего персонажа считает своими.

    Так у человека появляется неконтролируемый мотив включения его в сюжет игры.

    Игры, которые показывают «свой» персонаж извне владеют несколько меньшей силой вовлечения игрока в игру. В этом случае человек управляет действиями персонажа игры как бы со стороны. Сравнение себя с героем игры здесь носит менее выраженный характер. В результате этого эмоциональные проявления и мотивационная включенность менее выражены, чем в играх с видом «из глаз».

    Руководительские игры получили свое название из-за того, что игроку в этом случае предоставляется право руководить действиями персонажей, которые входят в игру. Здесь игрок имеет возможность выступать в роли руководителей разного профиля – главой государства, главнокомандующим армии, командиром отряда спецназа, а в отдельных случаях даже «Бога», который управляет всеми историческими процессами. В этой ситуации играющий не видит своего компьютерного персонажа, и придумывает сам для себя какую-нибудь роль. Этот класс ролевых игр является единственным в своем роде, ибо здесь роль не задается игроку, а эту роль он просто воображает. Поэтому в таких играх «глубина погружения» в игру, будет существенна только у людей с хорошо развитым воображением.

    А такие показатели как механизмы формирования психологической зависимости и мотивационная включенность в игру будут не менее сильными, чем у других ролевых играх.

    А можно ли определить, есть ли у человека зависимость от компьютерных игр, или просто такая игра является для него простой разрядкой?

    В данном случае все довольно просто, процесс благотворного влияния компьютерных игр имеет следующий вид – человек на некоторое время «уходит» в виртуальный мир, чтобы слегка отвлечься от накопившихся проблем, снять стресс и так далее. И, как правило, это дает свой положительный результат. А при патологии все выглядит совсем по-другому – человек «выходит» из виртуального мира в обстановку реальной жизни, чтобы удовлетворить свои физиологические потребность и не забыть как выглядит реальный мир.

    Все главные потребности у такого человека находятся в виртуальном мире и удовлетворяются там. Окружающий реальный мир для таких людей начинает казаться чужим и неприемлемым. Ведь в реальном мире человек не может сделать то, что доступно ему в виртуальном мире.

    Чтобы избежать такой опасности надо хорошо понимать, что виртуальный мир не принесет человеку полного удовлетворения. Только жизнь в реальном мире дает человеку настоящие ценности.

  • Нормы работы за компьютером
  • Мифы об алкоголе
  • Стадии алкоголизма
  • Полезные советы для повешения вашего IQ
  • Как уберечь подростка от наркотиков?

  •