Трезвая Сибирь
 
Трезвая Сибирь » О механизме закаливания. Часть 2
 
О механизме закаливания. Часть 2
В последующее время после опубликования работ Тарханова, Пашутина, Назарова теоретические вопросы, связанные с закаливанием, не получили удовлетворительного разрешения и не были сведены в единую стройную теорию.

Одной из причин этого явилось, в частности, недостаточное освещение сущности (механизма) закаливания в литературе.

Основная же причина неудачных попыток создания различными авторами теории закаливания заключалась в недооценке ими роли коры головного мозга в механизме закаливания, в стремлении объяснять все физиологические явления, происходящие при повышении устойчивости организма человека к охлаждению, главным образом влияниями одной вегетативной нервной системы.




Игнорирование работ Павлова и его школы в разработке теории закаливания приводило большинство исследователей к оценке физиологических механизмов закаливания в основном как явлений местных тканевых приспособлений. Подобные утверждения шли вразрез с пониманием организма как единого целого и противоречили учению Сеченова и Павлова.

О механизме закаливания. Часть 2


Одни теоретики объясняли сущность закаливания повышением иммунобиологических свойств организма, другие представляли закаливание как десенсибилизацию организма, третьи видели в закаливании только совершенствование деятельности терморегулирующих механизмов.

Существовали также теории закаливания, объяснявшие сущность этого процесса чрезмерным притуплением чувствительности тканей под влиянием термических раздражений, пропагандировались и такие теории, которые усматривали конечный эффект закаливания в повышении физико-механических свойств живых тканей и повышении барьерных функций кожных покровов.

Все эти теории не учитывали должным образом влияний внешней среды, на организм человека, не освещали взаимосвязи организма и среды и всю проблему закаливания сводили часто к влиянию климатических факторов на отдельные органы и системы организма, преувеличивая значение изменений кожи.

Изучая сущность закаливания с позиций марксистского диалектического метода, советские ученые противопоставляют метафизическому расчленению организма па составляющие его органы и системы концепцию единства организма, целостность которого определяется различными процессами, объединенными деятельностью центральной нервной системы.

В. И. Ленин указывал, что одну из главных основ марксистской диалектики составляет «...взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения...»




И. В. Сталин писал: «В противоположность метафизике диалектика рассматривает природу не как случайное скопление предметов, явлений, оторванных друг от друга, изолированных друг от друга и не зависимых друг от друга, — а как связное, единое целое, где предметы, явления органически связаны друг с другом, зависят друг от друга и обусловливают друг друга».

Поэтому, пользуясь марксистским диалектическим методом, мы рассматриваем организм не с точки зрения изолированно совершающихся в нем различных биохимических и молекулярных процессов, но в единстве его с внешней средой, с учетом влияния на организм внешних условий, определяющих его развитие.

  • О механизме закаливания. Часть 13
  • О механизме закаливания. Часть 4
  • О механизме закаливания. Часть 3
  • О механизме закаливания
  • О механизме закаливания. Часть 11

  •